«Дьявол, а погиб он как второстепенный герой романа». Так кем же он являлся?
Александр Сергеевич Пушкин, или же наше Всё, как часто называют этого человека некоторые люди. Сергей Довлатов писал: «Пушкин тот человек, в котором уживается и Бог, и Дьявол, а погиб он как второстепенный герой романа». Так кем же он являлся?
Его жизнь вмещала и взлёты, и падения, и достойные мужские поступки, и глупые юношеские малеванья. Это была история настоящего человека, не побоявшегося даже смерти. Эта статья — моё мнение и небольшой рассказ о Пушкине.
С детства нам представляют Александра Сергеевича так: человек, который проявлял свои творческие задатки с ранних лет, имел верную братию друзей, умерший за честь своей жены. Конечно, всё это частично верно, однако забывают сказать, что в лицее Пушкин учился не очень, со своими друзьями он часто гонял новеньких, а в будущем происходили порой удивительные случаи. Например, однажды Пушкина резко выгнали из бильярдной, когда тот мешал игре, но Александр Сергеевич не отчаялся, обошёл здание, вернулся с другого входа, и на угрозы двух игроков опять вышвырнуть его, он проявил свой экспрессивный нрав. Вот он — классик русской литературы. Или вот: однажды Гоголь, ещё юный и молодой писатель, пришёл к нашему литератору с целью показать свои работы и узнать мнение о них, но дворецкий не пустил его, поскольку Пушкин ещё спал. Николай Васильевич, конечно, удивился, поскольку уже был день, но спросил: «Наверное, хозяин всю ночь работал над рукописями?», на что ему возразили: «Нет, в картишки играл». Вот и удивляйся, как человек, которого могли выкинуть из окна бильярдной, смог написать «Капитанскую дочку», а это произведение написано гениально.
Детали, которые оставляет Пушкин, едва заметны, такие мини-чеховские ружья, которые выстреливают, и ты удивляешься: «Как, Александр Сергеевич, как так можно было сделать?». Это ведь абсолютно трагическое произведение, приправленное всего лишь долей романтизма, а на выходе ты не чувствуешь состояния ужаса, как после «Карамазовых» Достоевского, ты чувствуешь вдохновение, хотя буквально 15 минут назад у тебя лезли глаза на лоб. Такие моменты многое говорят о таланте писателя, хотя сначала, будем честны, Пушкин копировал Байрона, Руссо и Вальтера Скотта, но какой гениальный художник не занимался подобным? Вся прелесть в позднем периоде его жизни, когда были написаны: «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Повести Белкина», «Борис Годунов» и т.д. Пушкин раскрывается иначе, как взрослый автор, способный не только на подражание лорду Байрону. Хотя если взять того же «Евгения Онегина», который является переходным мостом в творчестве Пушкина, то видно, что он написан уникально, однако не с точки зрения сюжета. Опять-таки детали (вот что формирует искусство). Пушкин начинает роман почти с ничего, грубо говоря: вот он Евгений, он дворянин, у него тяжело болеет дядя , по приезде он обнаруживает, что дядя умер. С места в карьер, не иначе. Нет тебе экспозиции, ничего, и, чёрт возьми, это сделано красиво. Пушкин местами переосмысливает себя в тексте и вводит туда своих друзей, знакомых, что делает текст более реалистичным. Даже забавно, что Онегин умирает в конце на дуэли за женщину (по одной из версий), ведь таким же образом погибает и сам Александр Сергеевич, словно отражая эпоху.
Стоит всегда помнить, что творцы такие же простые люди, пусть и имеющие дар. Не нужно возводить их в лик святых. Да, они могут изменить мир, повлиять на что-то, пусть и мимоходом, но главное же во всей этой катавасии быть счастливым. Был ли счастлив Александр Сергеевич? Мне кажется да, хоть и не полностью. Он прожил яркую волнующую жизнь, которая невероятно вдохновляет и сподвигает на что-то новое. Кто же, всё-таки, такой Пушкин — защитник чести своей жены или жалкий ревнивец, подражатель Байрона или гениальный новатор? Подходит всё, он не имел одной выделенной стороны.
Такой вот наш Александр Сергеевич.