Акутагава Рюноскэ — писатель, который должен занимать особое место в сердце. Это славное имя Рюноскэ, в переводе означающее «дракон», вероятнее всего, может заинтересовать наших читателей, поскольку оно звучит в аниме «Великие из бродячих псов», но, прежде всего, его носит гениальный писатель, перевернувший мир японской литературы.

Акутагава родился в семье торговца молоком. На всю его жизнь повлияло два момента, перевернувшие всё — трагический случай с сестрой и мать, попавшая в лечебницу. После этого отец будущего гения решил, что сына лучше отправить к брату матери. То был другой мир — интеллигентное общество, воспитанное на трудах античных драматургов и классической живописи. Малыш Рюноскэ начал вливаться в это общество и заинтересовался литературой. На всё его будущее творчество повлиял больше всех один человек — Фёдор Михайлович Достоевский, писатель экзистенциальный и невероятно чувствующий. Вообще, в те времена, а это было в начале XX века, в Японии не любили иностранную литературу, но Акутагава и несколько его университетских друзей считали иначе. Они зачитывались русской и английской классикой, что позже повлияет ещё сильнее на японскую литературу, сотканную из огромной примеси иностранных, а в частности русских авторов. Несмотря на такое соитие культур, японская литература не теряет свою уникальность и самобытность, сохраняя фольклор и традиции.

Раз уж промолвили про университет, то стоит дополнить, что Рюноскэ поступил на филолога, однако вскоре разочаровался консервативностью и необразованностью преподавателей. После университета наступила любовь. Любовь — это такое сладкое и режущее чувство для творческих людей. Обычно дурманящее и возбуждающее чувство стало муками для литератора, и оставило глубокий след на его горле.

Что же писал наш дракон литературы? Любители длинных романов могут быть разочарованы, поскольку Рюноскэ был новеллистом и писал рассказы, наполненные мрачными и мистическими образами, этакая смесь Чехова и Достоевского. Возьмём его, наверное, самое знаменитое произведение «Врата Расёмон». Погружаясь в этот текст, пред нами предстаёт средневековая Япония, город, охваченный болезнями и древние врата, таившее что-то внутри. Главный герой мужчина, которого уволили с работы, у него нет ничего. Наблюдая за капающим дождём, он поднимается в эти ворота, где слышит жуткие, пугающие звуки, заставившие его достать катану из ножен. Войдя в комнату, он увидел старую бабку, которая вырывала мёртвой женщине волосы. В герое просыпается отвращение и злоба, он вскрикивает и грозит катаной старухе, думая что она является маньяком, но она просто рвала пряди парика. В этот момент перед персонажем оказывается выбор — стать вором или вести честную жизнь. В конце концов, он грабит эту чёртову бабку и прогоняет её. Жёстко? Даже слишком, однако здесь проявляется нить таланта писателя, генерирующего красочные образы.

Примечателен этот рассказ ещё тем, что Рюноскэ использует драматургический приём «Чеховское ружьё», погружая в самом начале рассказа героя в состояние неопределённости и незнания, где он размышляет о том, кем же ему стать в этой разрухе, пропитанного смертью, города. В своём творчестве Акутагава часто обращается к тому, что есть правда и добродетель. Например, рассказ «В чаще». Происходит убийство, опрашивают восемь подозреваемых, все отвечают по-разному и с уклоном в свою пользу, даже жена убитого пытается поставить себя в выгодное положение. В итоге, все забывают про убитого Такэхиро, а в конце рассказа появляется он сам, рассказывающий свою версию происходящего. По прочтению этого рассказа у читателя складывается мнение, что правды, как таковой, и нету, остаются лишь версии, те, кто создают эти версии и те, кто в них верит.

Миры Акутагавы могут казаться тёмными, однако здесь как и с Достоевским, под пеленой мрака и мора оказывается жизнеутверждающий посыл, хотя так бывает не всегда, и не стоит загонять таких писателей в такие чудовищно-радужные рамки. Всё же, ознакомиться с японской литературой, а в частности и самим Акутагавой, должен каждый, кто любит читать, да даже если вы и читать не завсегдатай, то стоит взять пыльную книгу в библиотеке и, хотя бы, попробовать окунуться в этот непохожий ни на что мир, наполненный уникальными образами, смыслами и, самое главное, эмоциями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *